Главная страница.
Проектирование кораблей
Порядок разработки проекта корабля
Проектирование корабля как системы

В последние годы западные военно-морские специалисты и главным образом американские кораблестроители усиленно работают над созданием рациональных принципов и научно обоснованных методов проектирования кораблей (судов) как боевых (транспортных) систем, обеспечивающих наиболее эффективное и экономное решение поставленных перед ними задач. Разработка данных методов становится одной из основных задач УК и институтов ВМС США.
По мнению американских специалистов, если для 50-х годов текущего столетия характерны исследования, направленные на создание носителей оружия (кораблей, самолетов и др.), в 60-х годах были решены основные проблемы по созданию новых видов оружия и систем управления, то в 70-х годах наибольшее внимание будет уделяться комплексному решению системы «корабль» в целом.
До последнего времени каждый из разрабатываемых для корабля образцов вооружения или технических средств создавался отдельно, независимо от другого корабельного оборудования. В этих условиях на корабль устанавливались вооружение и технические средства со своими автономными системами электропитания, вентиляции, контроля, управления и т. д., что, естественно, приводило к увеличению водоизмещения и стоимости кораблей и усложняло оборудование, снижало надежность и живучесть боевых средств, значительно усложняло управление, затрудняло внедрение автоматизации, удорожало эксплуатацию и увеличивало число обслуживающего персонала (команду). Далее, на основе характеристик устанавливаемого вооружения, технических средств и с учетом других требований задания определялись основные элементы корабля.
По мере совершенствования боевых средств, увеличения их сложности, степени автоматизации, разнообразия решаемых задач, функциональной взаимосвязи с другими родами сил ВМС, а также увеличения веса, габаритов, потребляемой электроэнергии, все возрастающей стоимости кораблей и др. считается, что подобный метод их проектирования становится совершенно неприемлемым, как не обеспечивающий создание современных кораблей умеренного водоизмещения и не высокой стоимости.
В связи с этим в США по инициативе УК интенсивно разрабатывается принципиально новая методика проектирования кораблей как комплексной системы «корабль — оружие», состоящей из ряда менее сложных подсистем, объединяемых в единое целое корпусом корабля, получившей наименование «комплексного» (Integrateg) или «системного» проектирования (System Design).
Целью этого нового подхода к проектированию корабля является резкое повышение эффективности системы (корабля) за счет обоснованного выбора оптимальных технических решений и свойств отдельных элементов подсистем и системы в целом, обусловливающих снижение стоимости постройки и эксплуатации корабля, и наиболее рационального использования свойств всех элементов системы при выполнении ею (кораблем) боевого задания.
Предполагается, что применение новых принципов в проектировании корабля как системы позволит проектантам обеспечить создание проектов, оптимально удовлетворяющих всем основным требованиям ОТЗ, при наиболее полном использовании современных технических возможностей различных областей кораблестроения. Это обеспечит максимальную боевую эффективность корабля в целом при минимальных затратах.
Проектирование корабельных подсистем предполагается вести в соответствии с их функциональной значимостью и со всесторонним учетом взаимосвязи с другими подсистемами.
Важнейшим направлением работ по созданию новых методов проектирования кораблей считается наиболее полное использование в подсистемах и в системе «корабль» в целом комплексной автоматизации вооружения и технических средств. В соответствии с новым подходом к кораблю как к единой функциональной системе считается целесообразной разработка составляющих подсистем как взаимосвязанных элементов общекорабельной системы с широким использованием в них общекорабельных специализированных ЭВМ и с единым центром управления. Предполагается, что это должно явиться основой повышения эффективности, надежности, снижения весовых и габаритных характеристик подсистем и системы в целом.
Проектирование корабля как системы должно учитывать изменение характера его назначения путем быстрой и недорогостоящей замены функциональных элементов (блоков) ряда подсистем, обеспечивающих соответствующие качества системы. В этих условиях громадное значение приобретает широкая стандартизация элементов различных подсистем, так как она способствует уменьшению стоимости и повышению надежности корабельных систем за счет уменьшения количества и типов корабельных подсистем, использующих идентичное оборудование кораблями различных типов и классов.
Считают, что указанные возможности разрабатываемой системы особенно важны при серийной постройке современных боевых кораблей, насыщенных сложной и дорогостоящей боевой техникой.



Hosted by uCoz