Главная страница.
Проектирование кораблей
Проектирование корабля как системы
Порядок разработки проекта корабля

В настоящее время в зарубежных странах применяются весьма близкие по своему характеру методы разработки проекта корабля и порядок прохождения его в ВМС.
В основе проектирования корабля в ВМС США лежит оперативно-тактическое задание (ОТЗ) на проектирование корабля. ОТЗ определяет назначение и задачи корабля, а также основные тактико-технические элементы (ТТЭ), касающиеся ориентировочного состава вооружения, защиты, маневренных качеств корабля и др. ОТЗ обычно разрабатывается отделом оперативно-тактических заданий штаба ВМС по заданию заместителя начальника главного штаба ВМС по вопросам морских операций (совместно с ГУК ВМС) в осуществление утвержденной Конгрессом кораблестроительной программы. Однако предложения о разработке нового проекта корабля того или иного назначения могут выдвигаться также командующими флотов, управлениями и даже отделами главного штаба и ГУК ВМС.
После утверждения ОТЗ главным штабом оно поступает в Постоянный комитет по вопросам строительства и переоборудования кораблей для включения необходимых ассигнований в кораблестроительные программы. Одновременно ОТЗ поступает в отдел перспективного проектирования ГУК ВМС для дальнейшей разработки проекта. Этот отдел на основе ОТЗ производит разработку первого этапа предварительного проекта, цель которого заключается в проверке совместимости тактических требований ОТЗ и имеющихся технических возможностей. При этом, как правило, разрабатывается целая серия вариантов проекта (до 20 и более), отличающихся составом вооружения, типом энергетической установки и т. д.
В процессе разработки данного этапа проекта производится расчет нагрузки, ходкости, вычерчиваются чертежи общего расположения. Руководство этапом осуществляется главным конструктором (офицером УК) и ведущим проекта из отдела ОТЗ штаба.
Тактико-техническое задание (ТТЗ), разработанное в результате выполнения первого этапа предварительного проекта, утверждается начальником Главного штаба и Комитетом по вопросам строительства кораблей, после чего оно является основным документом на разработку проекта корабля.
ТТЗ представляет собой развернутое требование к кораблю, включающее назначение корабля, состав вооружения, перечень электронного оборудования, описание энергетической установки, требования к защите, размещению постов, условиям обитаемости, хранилищам продуктов питания и т. д. (всего 15 параграфов, 8—12 страниц). По утвержденному ТТЗ отдел предварительного проектирования УК производит разработку второго этапа предварительного проекта корабля (эскизный проект), в ходе которого решаются все принципиальные технические вопросы. На этой стадии обычно продолжается варьирование основными элементами корабля в целях выявления оптимальных решений.
В число работ на данном этапе включается испытание моделей кораблей в бассейне (обычно в бассейне им, Тейлора).
В процессе разработки предварительного проекта выпускается от 6 до 15 чертежей и значительное число расчетов. Трудоемкость этого этапа от 300 (танко-десантные суда) до 2000 чел.-дней (авианосцы). Продолжительность разработки предварительного проекта четыре—восемь месяцев.
Следующим этапом разработки проекта корабля является договорный (технический) проект, который выполняется конструкторским бюро УК (КБ договорного проектирования), состоящим из трех отделов: корпусного, механического и электротехнического (осуществляющего также разработку и электронного оборудования).
На этой стадии окончательно решаются и согласовываются все технические и некоторые экономические вопросы. Общее наблюдение осуществляет отдел предварительного проектирования УК- Материалы договорного проекта обычно включают до 40 чертежей и схем, подробную спецификацию и объяснительные записки по основным элементам корабля (корпус, энергетическая установка и т. д.).
Трудоемкость договорного проекта составляет от 3000 (простой проект) до 20 000 чел.-дней (авианосец). Его разработка ведется в течение четырех—девяти месяцев. Материалы данного проекта служат УК основанием для определения стоимости и продолжительности постройки корабля.
КБ верфи — изготовителя корабля или частная фирма (по договору с верфью) выполняет разработку детальных рабочих чертежей, необходимых для строительства корабля и дальнейшей его эксплуатации. Все проектные работы ведутся под непосредственным наблюдением офицеров УК. Для крупного корабля количество рабочих чертежей может доходить до 5000— 10000 шт. (не считая более 400 инструкций). Трудоемкость рабочего проекта составляет от 2500 до 400 000 чел.-дней. В целом период от утверждения ОТЗ на корабль до ввода его в строй составляет в среднем около четырех — шести лет, в том числе один — четыре года занимает его постройка.
Приемка построенного корабля осуществляется отделом инспекции и наблюдения ВМС.



Hosted by uCoz